Усадьба Сухановых-Кондратьевых в Сумах и её богатства


Усадьба Сухановых-Кондратьевых в Сумах и её богатства

Наверное, в каждом городе есть дома, на которых прохожие останавливают свой ​​взгляд. Обычно они овеяны тайнами и легендами. В Сумах - это двухэтажное аристократическая сооружение на улице Петропавловская, 58, которую все знают как дом госпожи Сумовской, а историки называют это место - усадьбой Кондратьевых-Сухановых-Сумовский.
[spoiler]
усальба Кондратьвых в Сумах

Имение с кладом, место тайных собраний большевиков в революционные времена, помещения с загадочными подвалами - такие легенды ходят о нем. Попробуем заглянуть в глубину веков и отделить правду от вымыслов и мифов.

Усадьба с подвалами


Территорию, на которой расположена старинная усадьба, можно проследить на планах города XVIII-XIX веков. По словам историков, первоначально здесь был один из домов Кондратьевых. При жизни одного из них - Николая Дмитриевича, владельца имений в низах и Старом Селе, происходит активная распродажа недвижимости, прежде принадлежавшей основателю Сум Герасим Кондратьеву. В 1887 году потомки рода вынуждены были продать и усадьбу в центре города. Так имение перешло в собственность семьи Сухановых.

Современный вид нынешнее здание приобрел в начале 1890-х годов, когда на углу Петропавловской и Думской улиц сумской предприниматель Николай Суханов, племянник и наследник купца Дмитрия Суханова, завершил строительство городской усадьбы. Автором ансамбля из трех домов считается архитектор Михаил Ловцов, который был тесно связан с семьей Сухановых.

- Усадьба состояла из жилого двухэтажного дома с архитектурными украшениями, конторского здания с полуподвальным цокольным этажом и комплексом хозяйственных построек, - рассказал член Правления Национального союза краеведов Украины Олег Корниенко. - Во конторой внизу находилась кухня, а от нее к дому был построен подземный переход со стеклянными иллюминаторами на потолке. Сохранившееся до наших дней, этот переход волнует воображение охотников за тайнами. Имение было оснащен модерновыми для того времени автономным электрическим освещением и подъемником. Украшал его парк с деревянной беседкой и цветником.

Когда Сухановы обанкротились, их усадьбу приобрел петербургский компаньон Павла Харитоненко Иоаким Сумовский, а уже после смерти инженера-дорожника в 1909 году все имения унаследовала его жена Елена Августовна. Именно с пребыванием дома в руках последней и связывают большое сокровище нашего города - музейную коллекцию Оскара Хансена, которая в настоящее время является основной частью Сумского областного художественного музея им. Н. Онацкого.

Оскар Хансен и Сумы


история Оскара Хансена в Сумах

Вокруг «сокровища» дома Кондратьевых-Сухановых-Сумовский продолжается дискуссия. Некоторые историки считают, что эту коллекцию вместе с домом Сумовский получили от Сухановых. Другие же отмечают, что все экспонаты из сборника Хансена нашли в подвалах дома. Возникал у многих краеведов и вопрос, кем приходился известный коллекционер Оскар Хансен семье Сумовский.

Недавно научные сотрудники Сумского областного художественного музея им. Н. Онацкого, сотрудничая с киевскими учеными, разгадали часть загадок коллекции Хансена. По словам заведующей отделом декоративного искусства музея Людмилы Федевич, Оскар Хансен был сыном владелицы имения Елены Августовны и пасынком И.А. Сумовской. Свою фамилию он получил от родного отца - Германа Хансена, биографические данные которого на сегодня неизвестны.

- С 1907 года семья Сумовский переехала из Петербурга в Украину, - рассказала Людмила Федевич. - Его мать и отчим купили усадьбу Сухановых в Сумах. Оскар Хансен стал студентом университета св. Владимира и поселился в Киеве. С 1911 года он приобрел квартиру в доме на улице Большая Подвальная, 14а. Собирательно работу он начал еще в Петербурге. Потом увлекся польским искусством и Украиника. Например, его коллекция фаянсовых изделий Киево-Межигорской фабрики считалась богатой среди известных собраний межигорского фаянса. Впоследствии его квартира в Киеве превратилась в частный музей.

В 1918 году Оскар Хансен разделил свою коллекцию на две части, одну оставил в Киеве, а вторую - лучшую - привез к матери в Сумы. На 1919 стоимость всей коллекции Хансена составляла 5000000 рублей.

После установления советской власти усадьба Сумовский дважды национализировалась и дважды возвращалась Елене Августовне властями УНР и военной администрацией армии А. Деникина соответственно.

- В 1919 году, как только пошли деникинцы, это помещение заняли органы ЧК (Чрезвычайной Комиссии). После революции в усадьбе Сумовский находилась школа. Большевики были недовольны такой сделкой, потому что это мешало им конфисковать усадьбу, - отметил краевед Олег Корниенко. - Впоследствии ее заняла Сумская потребительский союз. Через небольшой период органы власти все же забрали усадьбу, а потребительскую союз перевели в другое место.

Коллекция усадьбы Сумовский интересовала не только интеллигенцию, но и простые люди и даже мошенников. В течение 1919-1925 г.г. Здесь проводились, с позволения сказать, «поиски сокровищ». Существует созданный в советское время миф о том, что в конторском помещении в 1918 году был штаб красногвардейцев. Есть данные, что на территории парка усадьбы хоронили погибших бойцов во время Гражданской войны и в начале Великой Отечественной. Но сегодня подтвердить или опровергнуть эти данные мы не можем.

Тайны найденных сокровищ

Меняющейся была судьба и в коллекции Оскара Хансена. 29 апреля 1919 Коллегия Наркомпроса республики постановил, что «киевская и сумская части музея, принадлежавшего А. Хансен, становятся 3-м Государственным музеем». Самому же Хансен было выдано удостоверение, что он «является консультантом музея и сотрудником музейного отдела Комитета по охране памятников искусства и старины». Но в результате к 3-го Государственного музея вошла только киевская часть коллекции Хансена, вторая часть сборника осталась в Сумах, 1 марта 1920 на ее базе открылся Сумской художественно-исторический музей, директором которого стал Никанор Онацкий.

- Благодаря киевским ученым Алле Илинг, Ольге Друг и Ольге Ивановой мы отчасти приобщились к великой исторической правды, - рассказала научный сотрудник художественного музея Людмила Федевич. - С их подачи и при содействии работников Государственного архива Сумской области мы нашли в Центральном государственном архиве высших органов власти (г.. Киев) списки, которые свидетельствовали передаче в 1919 году национализированного музея А. Хансена главному управлению искусства и национальной культуры, составленные в городе Сумы в имении А.А. Сумовский. Вероятно, такие же списки хранились когда и в нашем музее, но были уничтожены. Оказалось, что «бесценные сокровища» в доме Сумовский размещались в шкафах, украшали стены комнат, умебльовувалы усадьбу (ни слова о «скрытые в подземелье», как рассказывают некоторые сумские легенды).

Сейчас сотрудники Сумского художественного музея идентифицируют свои экспонаты, сравнивая их с предметами из списков. Хотя и признаются, что это совсем не просто, ведь в списках сумской коллекции Хансена к 5000 наименований. Недавно музей порадовал общественность Сумщины еще одной находкой - печатью Хансена.

- Среди экспонатов сфрагистики наше внимание привлекла миниатюрная статуэтка-печать с инициалами латыни «А. Н. », что означает« Оскар Хансен », - говорила Людмила Федевич. - Это было настоящее открытие. Экслибрис, выполненный художником Георгием Нарбутом для Хансена, подтвердил эти инициалы. Автор статуэтки-печати - известный венский скульптор периода модерн - Петер Терещук.

Известно и неизвестное

усальба Кондратьвых в Сумах

Сумские краеведы и музейные работники еще не могут с уверенностью сказать, что все белые пятна в истории сумского «сокровища» Оскара Хансена, как, кстати, и дома его родителей, выяснены. В частности, их интересует часть Гансеновои коллекции, которую музей потерял во время войны 1941-1945 годов.

- Эвакуировали в первые дни войны в Новосибирск (под эгидой Третьяковской галереи) только ценную часть экспонатов, остальные, например, коллекция старинной мебели, осталась. Здание, где располагался музей во время войны, были разрушены, поэтому часть «клада» потеряно навсегда, - сказала Людмила Федевич.

Чуть больше известно о судьбе усадьбы Сумовский военной поры. Во время II Мировой войны там располагались хозяйственные подразделения оккупационных властей.

- После войны в имении были разные советские учреждения от финансовых органов в городской комитет Компартии, - рассказал Олег Корниенко. - В основном домовые располагались государственные органы, финансовые структуры, а затем, предполагаю, что после 1945 года его передали горкома партии, в конторе же разместился комитет комсомола. В начале 1990-х годов в последний находились Народный Рух Украины, Союз Украинской Молодежи «Сумщина», «Просвита», Сумское областное казацкое общество и коммерческая фирма бывших комсомольских лидеров.

Сумские сокровища - общественности


На сегодня центральное здание имения Кондратьевых-Сухановых-Сумовский принадлежит Институту прикладной физики НАН Украины. На территории поместья расположены также Управления по борьбе с организованной преступностью УМВД и библиотека Украинской академии банковского дела. Строительство последней, кстати, вызвало возмущение местного населения. По словам краеведа Олега Корниенко, несмотря на протесты широкой общественности граждан и Национальной академии наук Украины, библиотеку все же построили, уничтожив уникальный архитектурный комплекс усадьбы.

- Трагедия заключается в том, что был уничтожен целостный комплекс городской усадьбы конца XIX - начала ХХ века с археологическим слоем ХИИИ - XVIII века, - отметил Олег Николаевич. - Накануне строительства хотя бы позвали нас, краеведов, чтобы провели исследование этой территории. А так ... они множество загадок и тайн из истории города просто похоронили под землей.

Сегодня большинство историков единодушна в одном: остатки этой усадьбы должны быть переданы в государственную собственность, чтобы возродить старинную усадьбу с «сокровищами» - теперь экспонатами художественного музея.

- Необходимо, чтобы имение Кондратьевых-Сухановых-Сумовский был доступен для сумчан и гостей города, - уверен Олег Корниенко. - Чтобы стал он живой легендой с реальным сокровищем, тайным подземным переходом со старинной правдивой историей и с коллекцией Оскара Хансена.


 
AlfaSystems massmedia K3FN2SA