Тарас Шевченко и Сумщина


Тарас Шевченко и Сумщина

Хорошими друзьями Шевченко, с которыми он подружился еще во времена лишений у художника-декоратора В.Г. Ширяева, были братья-крепостные из Грунов нынешнего Ахтырского района Григорий, Денис и Федот Леонтьевич Ткаченко. Получив в 1834 году волю, первые два стали архитекторами, а третий, самый дорогой для поэта, который шутливо именовал его «Хтодонтом» - учителем рисования в Полтавской гимназии.
[spoiler]
Нельзя не упомянуть о дружбе Кобзаря с уроженцем Славгорода настоящего Краснопольского района крепостным князя Голицына художником и народным поэтом, песни которого пользовались большой популярностью на Сумщине, особенно в Ахтырском уезде, Петром Максимовичем Соколовым. Среди бесценных реликвий Сумского краеведческого музея - тетрадь с посвященными Кобзарю стихами П. Соколова и намеченным карандашом рисунком Шевченко. Сестру П. Соколова Одарку Т.Г. Шевченко воплотил на рисунке «Две девушки», в композиции «Русалки». Искреннее сочувствие поэта вызвала нелегкая судьба Петровых братьев - повара Федора, камердинера Николая, сестры Аграфены.

Большим приятелем Шевченко в молодости был историк, писатель и этнограф уроженец с. Дунайца Глуховского района Николай Андреевич Маркевич. В его имении в мае 1840 года написал стихотворение «Н. Маркевичу »(«Бандуристе, орле сизый»), который вошел в первое издание «Кобзаря». На раннем творчестве поэта сказалось влияние сборки Маркевича «Украинские мелодии». 1847 М. Маркевич положил на музыку стихотворение Шевченко «Зачем мне черные брови».

Есть свидетельства о встрече Тараса Григорьевича с выдающимся украинским поэтом уроженцем Ахтырки Яковом Ивановичем Щеголева, чьим стихотворением «Гречкосей» Кобзарь искренне восхищался. Шевченко способствовал опубликованию в альманахе «Дом» за 1861 подборки стихов нашего земляка.

Среди знакомыъ Т. Г. Шевченко с Сумщины - братья Алексей и Максим Михайлович Зелесские из Лебедина; помещик Лебединского уезда Дмитрий Александрович Хрущев и его жена Наталья Александровна; Лебединцы А.Н. Цеге фон Мантейфель и украинский поэт-романтик Н. М. Петренко; сын кролевецкого врача Иосиф Федорович Рудзинский, портрет которого Кобзарь нарисовал весной 1845. Уроженцы Конотопского уезда В. И. Езучевского, П. А. Овсянников, П. Кандыба, М. Юркевич, П. Колодчевський и др..

Хорошим знакомым Шевченко и издателем его произведений был уроженец Сум петербуржский книготорговец и издатель Иван Тимофеевич Лысенков. В 1844 г. он издал проданы ему поэтом «в вечное и потомственное впадение» произведения под названием «Чигиринский Кобзарь и Гайдамаки», а в 1867 году опубликовал «Чигиринский Кобзарь» двумя изданиями (во втором параллельно с украинским текстом подано русский перевод). Лысенков оставил воспоминания о поэте.

Участником издание «Кобзаря» 1860 года, а позже «Букваря южно-русского» был близкий знакомый Т.Г.Шевченко уроженец Глухова Даниил Семенович Каменецкий, который, заведуя типографией П. А. Кулиша, тщательно правил корректуру, самоотверженно оберегая авторские варианты от цензуры. А изъятые ней отрывки Каменецкий умудрился напечатать на отдельных листах, наклеить их в нескольких экземплярах «Кобзаря» поверх цензурных точек. Выданным 1861 литографированных «портретов украинских писателей» Д. С. Каменецкий включил портрет Т.Г. Шевченко.

Каждому из упомянутых здесь уроженцев Сумщины стоит посвятить отдельное исследование, можно назвать имена других наших земляков, которых жизненная судьба сводила с Кобзарем, и мы остановимся только на одной масштабной фигуры писателя, историка, этнографа, фольклориста, критика, исследователя литературы, переводчика уроженца с. Воронежа нынешнего Шосткинского района Пантелеймона Александровича Кулиша. Это была сложная и противоречивая личность. Такими были и его отношения и отношение к Т. Г. Шевченко. Имя Кулиша долго подвергалось анафеме или замалчивалось. Непредвзятое изучение и объективное освещение его связей с Кобзарем является важным вопросам современного шевченковедения и, конечно же, литературного краеведения Сумщины.

Не претендуя на анализ почти двадцатилетних отношений Шевченко и Кулиша, остановимся лишь на отдельных их эпизодах, которые свидетельствуют о дружбе, глубокое уважение, восхищение и одновременно об острых идейные расхождения, психологический антагонизм.

Взаимоотношения Шевченко и Кулиша на разных этапах имели свои особенности. Многие об этом свидетельствуют, в частности, письмо самого Кулиша. Вот как он описывает их первую встречу в июне 1843. Однажды к нему на квартиру пришла человек в полотняной одежде и с детской непосредственностью сказала: «Здравствуйте! А угадайте - кто? ». Ответ был безошибочной. За этим последовали бесконечные разговоры, общение и днем​​, и ночью, общие путешествия, пение народных песен, в которых оба любили. Дружба вспыхнула сразу, и первые годы была почти безоблачной. Именно в этот период Шевченко создает портрет П. А. Кулиша (остался незаконченным), а последний в свою очередь рисует Кобзаря: на одном экземпляре «Украины» за 1843 рукой Кулиша начертано изображение спящего Тараса Григорьевича. Упоминавшийся уже здесь М. В. Шугуров в опубликованной в журнале «Киевская старина» за сентябрь 1899 статьи свидетельствует, что у вдовы Кулиша (урожденной Белозерской) - украинской писательницы Ганны Барвинок - среди других рисунков мужа сохранялся небольшой портрет Шевченко, выполненный пером. 22 января 1847 во время бракосочетания Кулиша Т.Г. Шевченко как старший его боярин держал венец над А. Н. Белозерской в Вознесенской церкви с. Оленевки Борзнянского уезда, а затем на свадьбе, продолжилось на соседнем хуторе Мотроновке, очаровывал всех несравненным пением, превратив праздник в настоящую национальную оперу, как вспоминал потом наш земляк.

П. А. Кулиш чрезвычайно увлекался творчеством своего большого друга, переписывал и распространял его стихи, сам помнил их не хуже «Отче наш»; чувствовал, что Шевченко «подает надежды грандиозные», называл его «Кобзарю с кобзарей», «гением слова», «национальным пророком», «последним украинским менестрелем», «величайшим поэтом на всю Славянщину», сравнивал с Пушкиным. Все эти отзывы можно найти в воспоминаниях Кулиша. Но там же мы с сожалением и возмущением наразимося на строки, в которых уроженец Воронежа самодовольно и гордо рассказывает, что он, «аристократ», «господин вовсю» (это при неграмотной матери, постоянной материальной нужде, а то и просто бедности) , пригласил к себе шафером «мужицкого сына», плебея, чей нрав он сносил «ради таланта».

1847 оба они подверглись жестокому и неожиданного удара: ареста и заключения за связи с Кирилло-Мефодиевского братства. И П. А. Кулиш состоялся трехлетним Сошествия в Тулу, Т. Г. Шевченко 10 лет тянул солдатскую лямку в далеких оренбургских степях. Все это время связи нашего земляка с Кобзарем не нарушались: она писала, Шевченко приветствовал выход в свет произведений Кулиша, с одобрением относился к ним, а Кулиш в «Граматци», втором томе «Записок о Южной Руси» опубликовал, конечно, без указания фамилии автора, произведения гонимого поэта, которому было строго запрещено писать и рисовать. После возвращения Шевченко из ссылки в типографии Кулиша 1860 был отпечатан «Кобзарь», в альманахе «Дом» - 10 произведений поэта. В журнале «Основа», в издании которого в 1861-1862 гг активное участие принимал Пантелеймон Александрович, публиковались произведения Шевченко. Уроженец Сумщины переработал и отредактировал автобиографию поэта - первое и одно из важнейших источников изучения его жизни и творчества. В 50-60-е годы Кулиш опубликовал ряд статей, в которых высоко оценивал творчество Т. Г. Шевченко.

В целом же отношения между Кулишом и Шевченко ухудшались, рос антагонизм в отношении к проблемам общественного и культурного развития. Особенно остро эти суперечностиспливлиуже после смерти Кобзаря. С явным намерением побороться с ним 1862 Кулиш издал сборник стихов «Рассветы». Но, как справедливо заметил И. Франко, ей не хватало «одного - Шевченко гения». В связи с изменением взглядов П.А. Кулиша на историческое прошлое Украины, формированием у него негативного отношения к казачеству, гайдамаков, изменился и его взгляд на творчество Т.Г.Шевченко. И чтобы уничтожить притягательную силу ее революционных идей, он во втором томе «Истории воссоединения Руси», вышедший в свет 1874, недостойно высказался о народного поэта, обозвал его музу «полупьяной», «распутной». Позже Кулиш пытался искупить свой ​​грех перед гениальным певцом, но современники осудили П. А. Кулиша, с гневом и негодованием отвернулись от него.

Но как бы там ни было, уроженец Сумщины оставил, пожалуй, больше всех современников великого Тараса воспоминаний и отзывов о нем. Находим их в «Жизни Кулиша», «Историческом повествовании», «Воспоминаниях о Николае Ивановиче Костомарова», «Слове над гробом Шевченко», статье «Чего стоит Шевченко, как поэт народный» и других работах. В них подаются правдивые, интересные и ценные сведения о великом певце, его окружение, пребывания на Украине в 1843 - 1847 рр. Именно из воспоминаний П. А. Кулиша ярче, чем из других источников, возникает величественный, чрезвычайно привлекательный, живой и человечный образ «тройного поэта: слова, кисти и пения», который поистине был душой украинского народа.

В заключение заметим, что общение с Кобзарем уроженцев Сумщины - настоящая целина, вспахать которую еще предстоит нашим краеведам.


 
AlfaSystems massmedia K3FN2SA