Из истории Сумского краеведческого музея...


Из истории Сумского краеведческого музея...

Идея создания музея в Сумах возникла в 1918 г. Образованная наркоматом образования специальная комиссия начала сбор художественно-исторических ценностей, преимущественно из помещичьих усадеб и зажиточных домов. 1 марта 1920 гожа директором художественно-исторического музея был назначен художник, искусствовед, поэт и общественный деятель Никанор Харитонович Онацкий. Некоторые исследователи истории музея отсчитывают его возраст именно от этой даты. Сам же Н.Х.Онацкий в годовом отчете о работе музея с 1 октября 1925 по 1 октября 1926 отмечал, что музей основан в июле в 1920 г. Именно тогда художественно-историческому музею было предоставлено помещение городского купеческого и взаимного кредита банка с пятью комнатами по ул. Шевченко. Н.Х.Онацкий развернул активную деятельность по увеличению коллекции музея.
[spoiler]
Впоследствии кроме дома городского банка музей получил еще два соседних помещения - объединенного банка с 7-ю комнатами и частный 11-ти комнатный. В боковых стенах этих домов пробили дверь, образовав для экспозиции анфиладу из 21 комнаты.

Условия труда первых сотрудников музея были крайне тяжелыми: помещения музея не отапливались, в течение 11-ти месяцев 1922 не выплачивалась зарплата. Учитывая это, председатель Сумского исполкома А.Хвиля дал указание предоставить музейным работникам продовольственную помощь: по одному пуду пшеницы, одном пуда ржи и по 20 фунтов гречки. К лучшему положение изменилось лишь в 1925 г., когда начало отапливаться помещение музея, и были выделены средства на приобретение экспонатов и музейную работу.

Сотрудники Сумского краеведческого музея. 1941 г. С момента основания музей, по словам Н.Х. Онацкого, имел художественно-исторический профиль. По сведениям, которые приводит Н.Онацкого в брошюре «Семь лет существования Сумского музея», с 10279 музейных предметов 3333, или почти треть, носили исторический характер: археологические и исторические вещи, старинное оружие, материалы по истории сахароварения и другие. К тому же отметим, что предметы таких групп как «Ковры, вышивки, ткани» (здесь были старшинские ковры, казацкие пояса, одежда и т. д.), «Художественная мебель», «Художественное стекло» (среди последнего было немало художественного), «Фарфор , фаянс, посуда »и других могут считаться экспонатами как художественного, так и для краеведческого направлений, поэтому процент экспонатов историко-краеведческого характера был довольно значительным.

Н.Х.Онацький активно занимался сбором этнографических, историко-краеведческих, шевченковских материалов. Для этого он организовывал поисковые экспедиции, был их бессменным участником. Только 1926 им были организованы экспедиции в Лебедин, Тростянец, сел Славгород, Лифино, Великий Прикол.

В 1923, 1926 и 1929 Н.Х.Онацкий вместе с известным ученым-археологом М.О.Макаренком и археологом С.С.Магурою обследовал археологические памятники у Ахтырки, Сум, принял участие в раскопках около 20 курганов. В 1926 г. Н.Х.Онацький составил археологическую карту Сумской округа, начал систематическое обследование памятников культуры и природы. В 1930 вместе с работниками музея провел археологические исследования на территории Сум. Известно, что особого внимания Н.Х. Онацкий уделял деле изучения и сохранения исторических и архитектурных памятников, в частности, Покровской и Воскресенской церквей в Сумах. О разветвленную историко-краеведческую деятельность основателя музея свидетельствуют и многочисленные историко-краеведческие разведки, статьи по археологии и музейного дела

В музее новый экспонат. 1940 г. уже в первые годы существования музея организовывались выставки на исторические темы, в частности, «История книги», «История печати», в шевченковских дней, 20-й годовщины революции 1905-1907 гг, к годовщине смерти В.И.Ленина , 200-летия Академии наук, выставки археологических поступлений, революционных плакатов, а также выставки, посвященные истории Слобожанщины, декабристского движения, Парижской коммуне.

Историко-краеведческая тематика занимала значительное место и в культурно-просветительной работе. В октябре-декабре 1925 г. проводились экскурсии по таким темам: «Археологические исследования на Сумщине», «Прошлое Сумщины», «Крестьянский союз», «Крестьянское движение на Сумщине», «Революция 1905 года на Сумщине», «Восстание декабристов», «В.И.Ленин и 1905 год» и тому подобное.

31 декабря 1931 Н.Х.Онацький уволился с должности директора музея и вскоре переехал в Полтаву. Уже тогда над его головой сгущались тучи обвинений в антисоветской деятельности. В сентябре 1937 Н.Х. Онацкий был арестован, а в ноябре того же года расстрелян.

О деятельности музея в 30-е гг. в местных архивах исчерпывающих сведений не сохранилось. Однако интересна информация, содержащаяся в экономически адресной справочнике на 1931 «Вся Украина и МАССР», где в разделе, посвященном научным учреждениям УССР, указано расположен по Шевченковской улице, 13 Сумской художественно-исторический музей. В другом разделе справочника, где говорится об учреждениях, организации и учреждения Сум, названы два музея: «Музей Революции» по ул. Шевченко, 11 (заведующий В.И.Зубченко) и «Исторический музей» по ул. Шевченко, 13 (заведующий Н.Х.Онацький). Именно В.И.Зубченку Н.Х.Онацький передал при увольнении все музейные ценности и дела. В акте о передаче Н.Х. Онацкого музейных экспонатов и инвентаря В.И.Зубченко фигурирует как «вновь назначен директор Сумского краеведческого музея». Думаем, что в этой формулировке отразились попытки местных властей реорганизовать музей в краеведческий.

10 января 1939 была образована Сумская область, а уже 15 марта того же года исполком Сумского областного Совета депутатов трудящихся принял решение о создании на базе Сумского художественно-исторического музея двух музеев - художественного и краеведческого. Однако из-за нехватки помещений они продолжали сосуществовать под одной крышей.

Во время Великой Отечественной войны экспонаты краеведческого музея остались в Сумах. 30 сентября 1941 в один из домов музея попала бомба. Музейным работникам пришлось отыскивать экспонаты под руинами. В частности, 5 ноября 1941 они нашли и вернули в Спасо-Преображенского собора г. Сумы чудотворную икону Корсунской Божией Матери, изъятую в период гонений на церковь, а также другие церковные вещи. Уцелевшие экспонаты были перевезены в доме по ул. Николаевской, 16.

Оккупационные власти Сум, захваченных фашистами в октябре 1941 г., дала указание возобновить деятельность музея. Было устроено экспозицию под названием «Украинское народное искусство», где экспонировались гутное стекло и предметы народного быта. В целом же деятельность музея свелась к периодическому экспонирования работ местных художников. Отступая, фашисты присвоили немало экспонатов и сожгли музейное здание.

Сохранилось немного предметов музейного значения. Преимущественно это были археологические и остеологические материалы, монеты, различные разрозненные предметы. Среди археологических материалов был один из самых ценных и по сегодняшний день экспонатов музея - древнее рало II - IV вв. с торфяники вблизи с. Токари Сумского района. Впрочем, большинство найденных после пожара материалов находилась в плачевном состоянии, к тому же исчезли паспорта, без которых атрибуция многих предметов оказалась невозможной.

По окончании войны краеведческому музею было передано здание римско-католического храма - костела - памятника архитектуры начала ХХ в. Помещение сначала вовсе не отапливалось, затем отапливалось очень плохо, к тому же требовало ремонта. Возникли трудности и в работе по сбору экспонатов. Поэтому более двух лет для посетителей музей был закрыт.

Главной задачей коллектива, первоначально состоял из директора и научного работника, было комплектование фондов. В декабре 1947 началась их регистрация в книге поступлений, напечатанной по установленной Министерством культуры форме. За первые 10 лет работы музея к этой книге было записано более 9000 самых единиц хранения, которые нередко имели немалую ценность, но в основном носили научно-вспомогательный характер (фотокопии, макеты, схемы, диаграммы, портреты вождей и т.п.). Источниками поступлений были как частные лица, так и предприятия, колхозы, другие музеи, которые не так пострадали во время войны. В частности, значительное количество нумизматических и археологических материалов, старинных документов и т.п. продал музея известный краевед, фольклорист, этнограф и литературовед И.С.Абрамов. В 1955 - 1956 рр. Сумской художественный музей передал краеведческом старинное оружие, монеты, знаки правительственных лиц пореформенного периода. В свою очередь краеведческий музей передал художественном старинные портреты гетманов Б. и Ю. Хмельницкой, Д.Апостола, К. Разумовского, Мазепы и других лиц. Помощь также оказали Роменский и Путивльский краеведческие музеи.

В 1947 - 1948 годов в музее был оборудован выставку «Партизаны Украины в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» и несколько идеологических выставок. 1949 и почти весь 1950, за исключением 45 дней, музей был закрыт. Открылся он в конце февраля 1951 г., когда здесь был оборудован довольно скромный отдел природы и отдел советского общества, освещавший только развитие сельского хозяйства области.

В 1953 музей был предоставлен дом на углу нынешних Петропавловской улицы и Покровской площади. До 1917 г. он принадлежал семье сумских дворян Де-Коннор и, к сожалению, до сих пор не сохранился. В течение 1954-1956 гг здесь было устроено экспозиции отделов природы, истории дореволюционного периода и советского общества. Тогда же восстанавливается прервана событиями войны нормальная работа музея: по экспозиции музея проводились обзорные и тематические экскурсии, читались лекции, действовали школьные краеведческие кружки, а также организован при музее Клуб боевой славы, членами которого были Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, ветераны Великой Отечественной войны. Музей начал оказывать помощь в переоборудовании экспозиций музея партизанской славы в Спадщанском лесу, а также в создании многих новых музеев области, проводить научно-исследовательскую и публицистическую деятельность, комплектование и учет фондов, осуществлять систематический учет состояния историко-культурных памятников.

С 1958 г. музей совместно с Институтом археологии Академии наук УССР начал археологические исследования на территории Сумской области. Первыми были изучены могильник черняховской культуры IV в. в Сумах по ул. Павлова (1958 г.), территории летописных городов Вира (современное Белополье, 1958-1959 гг) и Путивля (1960 г.). Впоследствии были проведены раскопки славянского поселения у с. Волынцево Путивльского района (60-е гг) и могильника черняховской культуры в с. Успенка Буринского района, которые начались 1968 г. и продолжались несколько полевых сезонов.

Заметным событием в культурной жизни области стало открытие в январе 1960 Дома-музея А.П.Чехова - отдела Сумского областного краеведческого музея. В пяти комнатах флигеля усадьбы местных помещиков Линтваревых был создан литературно-мемориальную экспозицию, воспроизвела интерьер того времени, когда здесь жил и работал выдающийся русский писатель А.П.Чехов.

В 60-е гг коренной перестройки претерпела основная экспозиция музея. Тогда же работники музея были привлечены к созданию поэтому «Сумская область» с многотомного общеукраинского издание «История городов и сел УССР», первый тираж которого вышел в свет в 1973 году

В 1972 г. музею было передано возведен в 1885-1886 гг дом земской управы по ул. Кирова, 2 - одна из самых красивых в городе памятник истории и архитектуры. В 1973-1974 гг он был капитально отремонтирован и приспособлен к нуждам музея. В мае 1975 торжественно открылись экспозиции трех отделов: природы, истории дооктябрьского периода и истории советского общества.

Важным этапом музейной жизни стало создание в 1987 масштабной выставки, посвященной событиям октябрьского переворота и гражданской войны, впервые показала истинную, а не сфабрикованное историю края и продемонстрировала экспонаты, ранее запрещенные для осмотра. Впоследствии музейные работники устроили выставку, открыто рассказывала о почти 70-летний советский тоталитарный режим.

Сегодня сфера деятельности музея чрезвычайно разветвленная. Его работники принимают участие в археологических исследованиях на территории края, проводят научно-фондовой, образовательную работу, обеспечивают учет и изучение памятников истории и культуры, оказывают помощь государственным и общественным музеям. Вся деятельность музея направлена ​​на дальнейшее развитие краеведения, возрождение духовной культуры народа, пополнения музейного собрания, сохранение национального наследия, изучения и охраны историко-культурных памятников Сумщины.


 
AlfaSystems massmedia K3FN2SA