[spoiler]
Секреты столетнего собора
Даже сегодня вокруг костела в городе Сумы немало легенд. Многие сумчан не знают точно римо-католический он или греко-католический. Для некоторых это место покрыто тайнами, а некоторые вообще боится заходить в храм, потому что он не православный.
Какие же секреты скрывает столетний собор? Об этом подробнее «Сумской» рассказал его настоятель Войцех Стасевич.
Войцех Стасевич
- Наш костел и дом при нем существует более века, - говорил господин Войцех. - Храм был построен в 1911 году. Еще в 1890-е известный меценат и сахарозаводчик Павел Харитоненко подарил этот участок земли немцам, полякам и чехам, которые работали в машиностроительной мастерских (ныне завод им. Фрунзе) и исповедовали католицизм. Он также оказывал финансовую помощь на строительство храма. Первую мессу в этом римо-католическом костеле отправили раз в праздник Благовещения Пресвятой Девы Марии, поэтому наша парафия - под покровительством матери Христа.
По словам настоятеля более века назад в Сумах было немало католиков, приезжие иностранцы знакомились с украинками, у них рождались дети, и уже через десяток лет храм посещали целыми семьями.
- Нам мало известно о первых годах существования костела, - продолжил Войцех Стасевич. - Но мы знаем, что в храме стоял орган, который позже неизвестно куда делся. Мы нашли информацию, что на нем играли сумские и заезжие музыканты на благотворительных концертах, посвященных жертвам Первой мировой войны, поддержке детей-сирот и тому подобное. И сегодня, кстати, мы хотим возродить эти традиции.
От штаба КГБ в спортзал и коммуналки
С установлением советской власти на территории Украины для всех христиан наступили тяжелые времена. Почти 70 лет в Сумах в очаге католической веры нельзя было отправлять службы и проводить религиозные действа. За это время чего только не случалось с сооружениями храма. 20 ноября 1919 в его метрическую книгу внесли последняя запись, а заключительную мессу перед закрытием костела провели в 1932 году.
Во время фашистской оккупации костел ненадолго открыли для верующих, в нем даже провели несколько мес.
Когда после освобождения Сум от фашистов храм закрыли, как свидетельствуют историки, его помещения стали использовать не по назначению. Так, например, с 1945 по 1953 годы в костеле был краеведческий музей, позже храм стал спортивным залом Сумского пединститута, а еще позже в нем размещался спортзал школы №8 (нынешняя Александровская гимназия).
Интеерсную историю имело и другое здание храма - приходской дом. Две его комнаты в годы СССР занимал штаб КГБ, а в 60-х он был обычным коммуналкой. О «коммунальный период» период приходского домике господину Войцеху рассказала бывшая его жительница.
- Однажды ко мне пришла женщина и попросила посмотреть на наш дом приходской, - сообщил Войцех Стасевич. - Именно от нее я узнал, что ее молодость прошла здесь. В 60-х г.г. в этом здании жили целые семьи. Например, в подвале и на первом этаже жили 8 семей (около 40 человек), а в коридоре стояла газовая плита.
Только в мае 1994 года костел Благовещения Пресвятой Девы Марии был возвращен верующим и двадцать лет он является одним из центров христианства в Сумах.
«Есть что-то в Сумах, будто какой-то вирус, тянет меня сюда...»
Сегодня Костел Благовещения Пресвятой Девы Марии трудно представить без его настоятеля - Войцеха Стасевича. Восемь лет назад еще 27-летним юношей он переехал в Сумы из Польши, с тех пор Украина стала его вторым домом.
- Конечно, жить в другой стране сначала было нелегко. Я не знал языка - нет украинского, ни русского, понимал только «здраствуйте» и «до свиданья»., Но думал, что это украинские слова, а оказалось - российские, - улыбается он. - Когда только приехал в Сумы, думал, что, может, немного побуду у вас и вернусь домой. Но восьмой год уже здесь и не собираюсь пока переезжать. У меня уже как бы две Родины, хотя в Польшу я еду как в гости, а Сумы считаю своим домом. Есть что-то такое в этом городке, будто сумской вирус, тянет меня сюда.
Сегодня католический собор живет интересной, насыщенной жизнью. По словам г-на Войцеха, собор осуществляет два основных вида деятельности. Один - сакральный, религиозный, связанный с молитвами, таинствами, и второй - участие в общественной жизни города.
- В течение недели к нам приходят до 200-250 верующих, мы проводим встречи, молитвы, работает воскресная школа, - говорит он. - Мы стараемся, чтобы храм был открыт для всех сумчан, но я никого не агитирую, в помещение можно заходить обычным сумчан и смотреть, чем живет костел. Уже 13 лет наша кухня для бездомных поддерживает пищей людей, которые в этом нуждаются. Они к нам приходят по вторникам и пятницам, мы обязательно выслушиваем их, кормим, даем одежду. Я знаю, что это делают и другие Божьи храмы, в частности, Ильинская Церковь и брать протестанты. Обычные сумчане тоже видят, чем мы занимаемся и сами нам приносят продукты и одежду для нуждающихся. Помогаем мы и переселенцам и воинам АТО, в костеле постоянно проходит сбор средств и одежды во время благотворительных акций, различных праздников. Я не хочу этим хвалиться, потому что мало что делаю самостоятельно, прихожане помогают, они очень активны, предлагают какие-то интересные идеи и воплощают их в жизнь.
Сумчане иногда называют костел центром культуры и творчества. А все потому, что в подвальном помещении под храмом находится галерея, в которой постоянно проводятся выставки художников и фотомастеров, пресс-конференции и творческие встречи. Кроме того, в галерее проходят вечера фестивалей «Бахфесту» и «органума».
Костел Благовещения Пресвятой Девы Марии вместе со своими прихожанами уверенно смотрит в будущее. В мечтах настоятеля - приобрести орган для храма, сделать детскую площадку. А еще - подробнее исследовать историю костела, воспроизвести для нынешнего поколения его первоначальный вид.
- Наш храм еще хранит немало секретов. Например, мы знаем, что есть второй такой же зал под костелом, как и наша галерея. Но пока он закрыт кирпичом. Нам предстоит снеси стену, чтобы увидеть, что же там есть, - добавил Войцех Стасевич. - К сожалению, нам неизвестно, каким был храм в первые годы своего открытия. Знаем только, что в самом центре здания с алтарем было распятие Иисуса Христа. А все остальное, видимо, было забрано советской властью, поэтому о существовании старинных икон или распятий можем только догадываться.